Архитектура

Архитектура Античности. Крито-Микенский период



Привет! Мы продолжаем изучение истории архитектуры и с сегодняшней статьи мы начинаем изучение Античности

Античность делится на множество периодов. У самых истоков Античности лежит Крито-Микенское искусство и искусство Древней Греции.

Античность — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм. Этот термин был принят в начале XVIII века на французском языке (фр. antiquité) в Бельгии и обозначал особый вид искусства. Появление множества исследований в области истории искусств привело к сужению понятия до рамок греко-римской древности.

Начнем изучение Античности с Эгейской (Крито-Микенской) архитектуры (3-2 тыс. до н.э.). Как несложно понять из названия, речь пойдет об острове Крит и Микенах.

Искусство Крита


Архитектура как и на Крите, так и в Микенах развивалась как дворцовая. На Крите дворец представляет собой комплекс построек, группирующихся вокруг большого внутреннего дворца. Крит был труднодоступен завоевателям, так как является островом, именно поэтому укрепления у дворцов отсутствуют, жизнь идет мирно.
К искусству Крита можно отнести искусство островов Крит и Фера (Санторини)

Кносский дворец


В 1900г. английская экспедиция под руководством Артура Эванса начала крупные раскопки Кносского дворца, который на данный момент является одним из самых узнаваемых и посещаемых памятников архитектуры Крита.

undefined

Кносский дворец


Думаю, что многие знают об этом дворце из курса школьной истории как о лабиринте Минотавра (критское чудовище, человек-людоед с головой быка).
Дворец не просто так получил звание лабиринта, ведь вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Именно отсюда в современный язык и пришло понятие лабиринта.

Кносский дворец в плане


undefined

Рисунок-реконструкция Кносского дворца


Окон в дворце не было, они заменялись световыми колодцами.
Колонны сужаются к низу и не повторяют растительных форм.
Стены дворцов расписывались яркими фресками на морские мотивы и светские сцены.
Особенности фрески:
  • Многоцветье
  • Отсутствие канона
  • Асимметрия
  • Фасно-профильность

Акробаты с быком


undefined

Боксирующие мальчики


"Парижанка"


Подробнее об архитектура Крита вы можете почитать тут, либо послушать на АрхиЗавтраках в нашем инстаграме (скоро!)

Микены


В 1871г. немецкий археолог Герман Шлиман приступил к раскопкам города Микены, Троя, Тиринф. В каждом из городов правил царь, поселения располагались на холмах за высокими крепостными стенами.
Архитектура так же развивается как дворцовая, но жизнь тут идет, к сожалению, совсем не мирно, постоянные набеги Персов и соседних городов не давали Минойцам (так называли жителей) мирной жизни. В следствие этого дворцы - крепости на высоких холмах со стенами, сложенными из огромных каменных глыб ("циклопическая кладка") толщиной до 8 метров (Акрополь). В дворец попасть было невозможно, вся жизнь с рождения проходила за стенами. Запасов воды и еды хватало чтобы пережить долгое оцепление дворца врагами.

Микены


undefined

Львиные ворота


План Микен


Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные ворота крепости Микен «Львиные ворота» — величественное сооружение, символ могущества микенских царей. Они сложены из двух огромных, вертикально поставленных плит, покрытых третьей, на которой находится плита с геральдическим рельефом: две львицы, изображенные в одинаковых поворотах в профиль, стоят по бокам расширяющейся кверху колонны. По предположению современных ученых, колонна символизирует Артемиду, покровительницу города.
Тогда же появился новый тип дома для горожан - Мегарон

Мегарон - греческий дом прямоугольного плана с очагом посередине.
undefined

Мегарон


Гробница Атрея


Самая внушительная по размерам гробница, она же самая поздняя, называемая ныне Гробницей Атрея, сложена из каменных блоков невероятных размеров.
 К внутреннему помещению купольной гробницы ведет узкий длинный коридор, высеченный в скале - длина 36 м, ширина 6 м. Было подсчитано, что большая из двух балок притолоки весит около 120 т.
Входной проем обрамляли две полуколонны с затейливой резьбой, своды купола украшали бронзовые розетки и горизонтальный пояс. Свод имел 15 м в диаметре и поднимался вверх на 13 м; с одной его стороны открывался вход в другую погребальную камеру, которая, судя по всему, осталась незаконченной. . Круги кладки постепенно сужаются кверху 
Как и большинство подобных гробниц, Гробница Атрея была ограблена уже в древности.

Вход в гробницу Атрея


undefined


В сегодняшней статье мы вкратце затронули основные моменты архитектуры Эгейского искусства, разобрались чем отличались дворцы Крита и Микен и почему, а также положили начало новой серии статей об архитектуре Античности!
Не забывайте подписывать на нас в наших социальных сетях: ВК, Inst, YT, Телеграм
История архитектуры