Архитектура

Архитектура Древнего Египта Ч.2



В сегодняшней части статей об архитектуре Древнего Египта мы рассмотрим оставшиеся 3 периода, которые не рассмотрели в первой части! Изучим и посмотрим первые Египетские храмы и колонны!

undefined

Луксорский храм


Среднее царство

Долго зацикливаться на этом периоде нам не придется, ведь именно тогда произошел упадок как и экономики, так и искусства Египта.
Многочисленные войны Древнего Царства привели к ослаблению государственной и экономической мощи страны. Прекращаются строительства дорогостоящих пирамид. Основной материал - кирпич-сырец, который облицовывали каменными плитами.
Одним из наиболее значительных построек того времени является усыпальница царя Ментухотепа II, которая, к сожалению, не сохранилась до нашего времени из-за особенностей кирпича-сырца, который легко сыпался и под действием внешних факторов со временем стерся в песок. До наших времен дошло только основание усыпальницы.

В таком виде до нас дошла усыпальница Ментухотепа II


undefined

Рисунок-реконструкция усыпальницы


Новое царство

Большую часть сегодняшней стати мы посвятим именно этому периоду, так как государство оправилось после тяжелых времен и ничего не препятствовало к созданию художниками и архитекторами новых произведений.
Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Новый тип храма был прямоугольный в плане и имел трехчастное деление: перистиль, гипостиль, святилище.

Перистиль (перистилиум) — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой.

undefined

Перистиль


Гипостиль, Гипостильный зал  — многоколонный зал, имеющий ряд нефов. В архитектуре Древнего Востока (Египет, Иран) большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Гипостиль


undefined

Большой гипостильный зал Карнакского храма


Святилище — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Египет как и раньше оставался религиозным государством и основной задачей храмов и гробниц являлось "успешное завершение жизни и перемещение в мир мертвых". Переносчиком человека в иной мир считается "Ка", не то что бы душа, но и не то чтобы бог. Именно для него в гробницах расставлялись статуи и маски усопшего, рельефы с его изображением и свитки с многократным повторением его имени.
undefined

План древнеегипетского храма


В течение веков строились известные Фиванские храмы: Карнакский и Луксорский
Именно тогда появляются новые архитектурные формы и детали:

Пилон - глухая, сужающаяся кверху башня перед входом в храм

undefined

Пилон храма Хонсу


Портал - архитектурно оформленный вход в общественное здание
Колонна - вертикальная опора любого вида, в Египте играла несущую роль


undefined

Центральная колоннада Карнакского храма


Карнакский храм

Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде — верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Расположен на территории древних Фив в современном Карнаке — небольшом селении, лежащем на восточном берегу Нила в 2,5 км от Луксора.
1500 на 700 метров, прямоугольный в плане. Имеет 134 60-метровых колонны, 2 30-метровых обелиска и 8 пилонов.
Храмы изначально были богато расписаны красными, зелеными, синими красками. К сожалению краска не сохранилась до наших времен из-за высокой температуры и ветра

Древнеегипетские капители


Карнакский храм


undefined

Пруд перед Карнакским храмом


Как обычно полную информацию по храму и исторические справки вы можете почитать в википедии

Луксорский храм


Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.) Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.
Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым он начиная с правления Рамсеса II был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Папирусообразные колонны Луксорского храма


undefined

Аллея сфинксов


Заупокойный храм Хатшепсут


Святилище вырублено прямо в скалах и имеет три террасы, расположенные на разных уровнях и соединённые пандусами. На этих террасах раньше располагались растения, деревья и пруды. Перед самим храмом был разбит сад из экзотических деревьев и кустарников, вырыты Т-образные бассейны. Несколько святилищ посвящено Амону-Ра, обожествлённому отцу Хатшепсут Тутмосу I, проводнику в загробный мир Анубису и Хатхор Иментет — повелительнице некрополей Западных Фив и великой защитнице умерших.
Второй ярус заупокойного храма во многом напоминает нижнюю террасу — здесь тоже есть портик и пандус, который ведёт выше. Рельефы второй террасы повествуют о божественном союзе родителей Хатшепсут — бога Амона и царицы Яхмес и об экспедиции в страну Пунт, снаряжённой царицей на 9-м году правления. На лестнице изображены Уаджит и Нехбет, как символы единства Верхнего и Нижнего Египта. Здесь также располагаются несколько сфинксов. По краям второй террасы расположены святилища Анубиса и Хатхор. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Капители колонн святилища Хатхор были украшены позолоченными ликами богини, устремлёнными на запад и восток; на стенах святилища изображена сама Хатшепсут, пьющая божественное молоко из вымени священной коровы Хатхор.
Самый верхний ярус отводился для проведения ритуалов. Раньше вход украшал портик с огромными и величественными статуями царицы. Прямо за входом размещалась сложная система скальных подземных залов. Здесь тоже располагались осирические статуи Хатшепсут, которых прежде насчитывалось около 200, из них 140 — сфинксы.
Венчал сооружение гигантский портрет самой Хатшепсут в виде сфинкса. Портрет Хатшепсут должен был быть виден с борта кораблей, плывущих вниз по Нилу — это была основная цель сооружения — потому место выбиралось специально под скалой, чтобы было за что крепить портрет, который после смерти Хатшепсут был разрушен.

Главный фасад


undefined
undefined

Макет храма


Позднее время


Многочисленные войны привели к распаду государства, в 332г. до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским. Искусство Древнего Египта сменилось на Эллинистическое, но это уже совсем другая история...

Не забывайте подписывать на нас в наших социальных сетях: ВК, Inst, YT, Телеграм
История архитектуры